Информационный новостной ресурс: новости, комментарии, интересная аналитика, мониторинг зарубежных СМИ.
Главная новость сегодняшнего дня:

Мужской костюм. общая характеристика

10 май 2014
Мужской костюм. общая характеристика

Мужской костюм белорусского крестьянства конца XIX - начала XX в. менее разнообразен , чем женский . Основные его формы были общими для всех восточнославянских народов , что подтверждают и названия : рубашка , брюки , пояс , шапка , сохранившиеся в русских , украинцев и белорусов до настоящего времени.

С течением времени в зависимости от конкретных исторических условий мужской костюм видоизменялся , совершенствовался но стоимость мужского костюма был всегда бесценным . Особенно значительные изменения произошли в парэформенны период . Рост капиталистических отношений в сельском хозяйстве , отходничество , которым преимущественно занимались мужчины , развитие торговых связей между городом и деревней обусловили эволюцию мужского костюма . Постепенно в быт крестьян проникает одежду из фабричных материалов , которое сначала было выходным. Во время больших праздников и народных гуляний деревенские парни одевались часто в магазинную костюм , белую крахмальную рубашку , картуз или фетровая шляпа , хромовые сапоги и пальто . Однако применение фабричных материалов и степень обеспеченности одеждой находились в прямой зависимости от имущественного положения семьи. Наиболее зажиточные крестьяне имели по несколько ежедневных и праздничных костюмов из дорогих материалов. Бедные же лишь в редких случаях покупали дешевый ситец , корт и т. д. Несмотря на эти изменения , мужской костюм белорусов конца XIX - начала XX в. еще во многом сохранял свою этническую специфику.

Основу традиционного комплекса мужской одежды белорусов составляли рубашка и брюки , которые дополнялись другими элементами . Самый распространенный на всей территории Беларуси комплекс состоит из рубашки , штанов и пояса.

Одним из самых необходимых элементов мужского костюма белорусов с давних времен является сорочка ( рубашка , рубаха ) . Во второй половине XIX и начале XX в. ее шили из домотканого полотна и в редких случаях из фабричных тканей.

Полотно для мужских рубашек , как и для женских , ткалось " в просто " , т.е. . в два болты. Это самый древний и наиболее простой способ переплетения нитей основы и выткали . Полотно , сотканное в два болты , обычно гладкое и без узоров . В отличие от женских для мужского рубашек часто применяли полотно низшего сорта. Даже праздничные рубашки не всегда были льняные и , как отмечают информаторы , чаще являлись принадлежностью молодых мужчин и парней.

Шили мужские рубашки вручную в две или более полотнищ в зависимости от ширины полотна. Как сообщают информаторы , крестьяне ткали неширокое полотно - примерно 40-50 см , реже 60-70 см. Ширина полотна зависело от ширины Берда , а также и от качества пряжи. Льняные пряжа была тонкой , и поэтому для тканья кудели брали более широкое Берда - в 12 , 14 и более прядей . Пряжа из пачосся ( абдирки , сливки , домотканые ) была более толстая , и ткали ее чаще в 8 , 10 прядей .

Общим для всех типов мужских рубашек является наличие рукавов , воротника ( отлагательного или стоящего ) и подоплеки ( падаплика ) - прямоугольного куска холста , который прышывався с внутренней стороны до воротника и доходил примерно до середины спины. Подоплека в мужских рубашках имело чисто практическое значение.

На территории Беларуси второй половины XIX - начала XX в. можно выделить следующие типы рубашек по кроя : туникообразная , с Палик , на гестцы и с плечевыми швами (рис. 10) .

Самой древней является рубашка туникообразная покроя . Она была известна еще древним римлянам , славянам , литовцам и другим народам первый туникообразная мужская сорочка была сплошной и без швов на , плечах . Основу ее , как и женской , составляла одно полотнище холста соответствующей длины , которая перагибалася по утка на две равные части. На линии перегиба делалось отверстие для головы. К краям на уровне плеча пришивались рукава , а ниже , между основных полотнищ , если они были недостаточной ширины , вставлялись боковые клинья (прямые или косые ) . Обычно в таких случаях одно полотнище холста разразалася по основе на две равные части.

Такой тип рубашек в конце XIX и начале XX в. был известен на всей территории Беларуси , а на востоке , особенно в Быховском , Чериковском , Гомельском уездах Могилевской губернии и Бобруйском уезде Минской губернии , являлся предпочтительным ( карта 10) . Во многих местах туникообразная рубашка уже начала выходить из моды и стала принадлежностью старых .

Рубашка с Палик общеславянского . Кроме белорусов , русских и украинцев , она конечно тоже и полякам , и чехам второй Палик в мужских рубашках, как и в женских , ушывалися на плечах между основными полотнищами , что делало сорочку слишком широкой , поэтому , как правило , вокруг шеи она собиралась в сборку. Палик пришивались по утка и , как и в женских рубашках, были двух типов: прямоугольные и трапециевидные . На всей территории Беларуси преобладали Палик прямоугольной формы. Только на востоке в отдельных местах ( Мозырский и Бобруйский уезды Минской губернии ) были известны Палик трапециевидной формы.

Паликовыя рубашки чаще всего встречались на Полесье. Сам же термин " Палик » имел широкое распространение , но был более характерен для южных , юго-восточных и центральных районов Беларуси. На Полесье рядом с названием " Палик " широко бытовал термин " вуставка " . На западе (Гродненская и Виленская губернии) , кроме вуставки , была расширена название " прырамак ", видимо , позаимствована у поляков , где рубашка с прырамками ( pryramek ) была преобладающая третий

Во второй палавше XIX - начале XX века в Беларуси были известны мужские рубашки , в которых на плечах нашивались паски тканшы прямоугольной формы Назывались они обычно наплечниками 4 , на Гродненщине нараменами (польск. na ramiona - опахала ) Однако довольно часто , видимо , по традиции , опахала назывались и вустауками , и прырамками Рубашки такого типа имели в XIX в широкое распространение и в прибалтийских народов пятый Сарочка на гестцы пришла в белорусский деревню из города. Такие рубашки , как свидетельствуют материалы экспедиций , носила преимущественно молодежь. Полотняная мужская рубашка на гестцы шилась обычно отрезной на спине. Нижняя , отрезных часть была более широкой за счет боковых клиньев И поэтому собиралась в сборки , или просто по центру закладывалась внутренняя складка . Рубашки из тонкого ситца шились отрезных на груди и спине. Рубашка с плечевыми швами была новым явлением в деревне начала XX в. и спорадически встречалась на всей территории Беларуси. В первые десятилетия XX в. в деревне начали применяться рубашки типа гимнасцёрак из Harpy истинным карманами (приложение , XXIV , в) .

По форме воротника мужские сорочки можно разделить на три типа . Первый - рубашки с круглым вырезом вокруг шеи , который обшивался узким пояском материала шириной 1-2 см. С таким воротником шились преимущественно туникообразная рубашки . В народе их часто называли " галаплечки " . Воротник такого типа является наиболее древним , но в конце XIX - начале XX в. встречался еще часто. Преимущественно рубашки с таким воротником носили мужчины пожилого возраста.

Второй тип - рубашки с отложным воротником . Как считают исследователи , это также древний тип .

Третий тип - рубашки с высоким стоячим воротником . Такой воротник мог иметь разрез или по центру , или с левой стороны . Последние , так называемые косаваротки часто туникообразная покроя , пришли в Беларусь от русских . В исследуемый период особенно распространены были косаваротки в Могилевской и Витебской губерниях .

Все типы рубашек , за исключением косаваротки , имели прямой разрез ( пазуху ) по центру , длина которого достигала иногда 35-40 см. Брезжила воротник узкой тесьмой , лентой или просто небольшим ремнем материала. Для праздничных рубах применялись красные ленты. Этот способ завязывания воротника общеславянский : он был известен украинцам , полякам , болгарам . Мужские рубашки скалывались и на пуговицы , покупная или самодельные из льняной пряжи.

Рукава рубашек были двух типов: прямые ( " калошки " ) и на манжетах ( " манжеты " , " обшивки " , " чэхлики " , " кавнерцы " , " воротнички" ) . В изучаемый период наиболее распространенный были рукава на манжетах . Низ рукава собирался в сборки и прышывався до манжеты . Прямой рукав заканчивался свободно : он обычно применялся в повседневных и Нижнюю сорочку . Для всех типов рубашек был характерен узкий рукав .

Как показало картографирование , для одежды белорусов второй половины XIX и начала XX в. были характерны длинные , почти до колен рубашки . Носили их навыпуск , поверх штанов и обязательно подпоясывали поясом. Без пояса рубашки носили только в исключительных случаях : обычно летом во время работы в поле или на болоте.

Способ ношения рубашки навыпуск - явление общеславянского . Кроме белорусов , он известен русским 6 , украинцам (север и запад Украины) , болгарам 7 , полякам восьмой В ряду мест в Беларуси рубашку убирали в штаны. Такой способ ношения рубашки был характерен для молодых мужчин и парней. Как показали архивные материалы , он имел неодинаковое распространение на территории Беларуси и чаще всего встречался на Западе , а в отдельных уездах (Гродненский , Волковысский , Слонимский Гродненской и Лидский Виленской губерний ) являлся даже преобладанием ( карта 11).

Штаны шились из полотна , сукна , павсукна и фабричных материалов. Для брюк применяет - лась обычно ткань низкого сорта ( зрэбнина ) , сотканная в 8-10 , реже в 12 прядей . В основном для брюк ткали чатырохнитовы материал саржевого переплетения (в рад и " елочку " ) девятого

В районах , пограничных с Украиной , в частности на юго-западе , материал , соткал -ны в четыре болты , называли " чынавацина " , на Витебщине - " рябь" , в юго- восточных районах Беларуси - " рядовой " .

В ряду мест Витебской , Могилевской , северных районах Минской губерний рядом с чатырохнитовай для брюк применялась и трохнитовая ткань . В южных и юго- восточных районах Беларуси брюки шились из двухнитовага материала.

Полотно ткалось преимущественно белого цвета , но , как свидетельствуют архивные материалы , белые полотняные штаны в начале XX в. в большей степени были известны на юге Минской , Могилевской и юго- восточных уездах Витебской губерний. Носили их преимущественно мужчины пожилого возраста. В этот период для мужских брюк очень часто полотно ткалось в паски или клетки , где белые нити перамяжалися с серыми , черными. Такие брюки часто называли шарашкиного . Полотняные штаны носили обычно летом , но очень часто , особенно бедняки , в зимнее время надевали двое полотняных штанов.

Суконные штаны носили преимущественно зимой. В летнюю пору их надевали только по праздникам и шили с большей тонкого сукна. Домашнее сукно было чаще серое , но изредка для праздничных брюк его красили в коричневый или черный цвет.

Из фабричных материалов брюки шились редко. Обычно такие штаны приобретали для праздников юноши и мужчины из богатых семей .

Для белорусского мужского костюма конца XIX - начала XX в. были характерны штаны , которые состояли из двух полотнищ холста или сукна нужной длины . Каждая полка отдельно перакладвалася на две равные части по основе , снизу сшывалася , а вверху обе полотнища соединялись при помощи клиньев ( " стул" , " ушиб " , " ласточка " , " гузенне " И др.). , Которые вставлялись обычно для удобства движения. Причем и форма клина , и способы , которыми они вшывалися , были настолько разнообразными , что все даже трудно учесть . Поэтому выделим типы брюк , наиболее характерные для белорусов: брюки с ромбовидной (или квадратной ) вставкой , с двумя треугольными клиньями , с одной треугольной вставкой (рис. 11).

Брюки с ромбовидной вставкой были известны почти повсеместно ( карта 12) . Вставка представляла собой квадратный кусок полотна соответствующей величины , который ушивали в штанины углами (рис. 11 , а ) .

Брюки с двумя треугольными клиньями были также распространены на всей территории Беларуси , но чаще встречались на Могилевщине , а в некоторых уездах ( Маплёвским , Быховском , Мстиславльском ) этот тип мужских брюк являлся предпочтительным ( карта 12) . Треугольные клинья вшывалися двумя способами. Наиболее архаичный - когда клинья острыми углами вшывалися вверху и в некоторых случаях доходили до пояса ( рис. 11 , б) . В начале XX в. широкое распространение получил способ , когда треугольные клинья острыми углами вшывалися в штанины (рис. 11 , в) .

Значительно реже шились брюки с одной треугольной вставкой. Обычно клин острым углом ушывався между основных полотнищ спереди , а сзади к основанию треугольника прышывався небольшой кусок ткани прямоугольной формы (рис. 11 , г). Районы распространения брюк такого типа находились преимущественно в Клшавицким , Рогачевском , Горецком уездах Могилевской губернии , в Пинском , Мозырском и Речицком уездах Минской губернии и в Волковысском и Кобринском уездах Гродненской .

Кроме перечисленных , белорусам были известны и иные типы мужских брюк . Так , в юго- восточной части Витебской губернии встречались брюки с круглой вставкой. Они были очень широкими в шагу , и , возможно , по этой причине их называли " кроклами " , " стропилами " . Как сообщают информаторы , этот тип штанов был характерен для более раннего времени и в начале XX в. встречался редко. Надо заметить , что и наличие клина , и величина их определялись шириной материала. Этнографические данные свидетельствуют , что в тех случаях , когда материал был достаточно широким , брюки шились без вставок десятый

В рассматриваемый период мужские брюки на Беларуси шились преимущественно на поясе ( воротники ) шириной примерно 3-4 см , который зашпиливался на пуговицы ( костяные или медные ) или на деревянную палочку. Такие штаны , как отмечает Никифоровский , на Витебщине назывались " воротниковой " одиннадцатой

" Бескавняровыя " штаны , т.е. . те , что держались на шнурке , протянутым в поясничную обшивку , были характерны для более раннего периода и в конце XIX - начале XX в. широкого распространения не имели и встречались в основном в Полесье.

В Беларуси мужские брюки назывались по-разному: " штаны" , " порты " , " штаны " , " ганавицы " , " суконники " , " учкуры " и др. . Наиболее характерный термин " штаны" , который был почти повсеместно распространены на территории Беларуси и нередко являлся предпочтительным .

Некоторые из терминов имели локальное эначэнне . Так , " штаны " , или " ганавицы " , по нашим материалам , носили в основном на территории Гродненской губернии , в некоторых уездах Виленской ( Виленский , Ошмянский , Лидский ) и западных уездах Минской губерний. Название " суконники " наиболее характерно для Могилевской и юга Минской губерний. Термин " учкуры " встречается в Бобруйском , Речицком , Мозырском уездах Минской губернии и скорее всего заимствованные от украинцев . Интересно отметить , что ни один из отмеченных сроков не встречается в материалах более ранних времен. Исключением является только название " порты " , но и она означает не брюки , а скорее всего одежду вообще. Так , в Никоновской летописи говорится : ​​"Н езднша порты своя с плеч спуицаюице " двенадцатой

В документах начиная с XVI в. при описании мужской одежды состоятельных встречается термин " шаровары " 13 , а если перечисляется одежда простого народа , штаны не отмечаются четырнадцатой Это дает основание полагать , что брюки как один из элементов мужского костюма появились позже , чем рубашка.

Издавна обязательной принадлежностью мужского костюма белорусов являлся пояс ( " выкройки " , " куском " , " кушак " , " ленты " и др.). .

М. Я. Никифоровский писал, что появление на людях "без шапки и босиком не удивит сторонних так , как появление без опоясания " пятнадцатой Поясом подпоясывали рубашки , а также верхнюю одежду. В отличие от женского костюма , где пояс скорее всего являлся одним из элементов украшения , в мужском костюме он прежде всего имел практическое значение. Это подтверждает , например , документ первой половины XVI в. , В котором говорится , что в результате несчастного случая " оборвался пояс и погиб мешок с деньгами » 16. Видимо , подразумевалось " калита " (небольшой мешочек , куда прятали деньги , табак и мелкие вещи и носили на поясе еще ​​и в конце XIX - начале XX в.) . На поясе носили нож в чехле и другие необходимые предметы.

В зависимости от материала пояса можно разделить на суконные и павсуконныя . Суконные применялись на всей территории Беларуси , павсуконныя ( основа льняная , уток суконный ) чаще встречались на территории Витебской , Могилевской и в восточных районах Минской губерний.

По способу изготовления пояса делятся на три типа : плетеные , тканые и вязаные ( карта 13 ; дополнение , XXXII ) .

Наиболее древними являются плетеные пояса . Они были известны на всей территории Беларуси. Плели их различными способами: " на ноге " , " на вилачцы " , " на стене" , при помощи катушки и др. . 17 Плетеные пояса были плоскими и круглыми . При плетении " на стене" , " на ноге " , " на вилачцы " получались плоские пояса шириной примерно от 2,5 до 5,5 см.

Круглые плелись при помощи катушки ( деревянная чурка цилиндрической формы ) , в отверстие которой опускали разноцветные нити , а сверху забивали четыре тонкие гвоздики или шпильки , при помощи которых и плели пояса . Круглые пояса часто называли вылазят . Такие пояса обнаружены нами на востоке Витебской и Могилевской губерний. Круглые пояса были известны и русским восемнадцатым

Самыми распространенными на всей территории Беларуси были тканые пояса . Изготавливались пояса разнообразными способами: на дощечках , на болтах , на бёрдачках и инш.19 и были разной ширины - примерно от 3 до 20 см i больше.

Вязаные пояса , как свидетельствуют этнографические источники , имели в Беларуси локальное распространение. Они носили в основном в Мозырском , Пинском , Речицком уездах Минской губернии , Климовичскому и Сенненскому уездах Могилевской губернии. Вязались они всегда с одноцветных суконных нитей преимущественно красного цвета. Ширина их достигала 15-26 см. Длина была приблизительно от 2 до 3 и более метров . Пояс обвивали вокруг талии 2-4 раза и завязывали сбоку или впереди бантом , реже узлом. Концы пояса обычно украшали разноцветными кистями , которые свисали вниз и доходили до колен.

Во многих местах Беларуси пояс имел обрядовое значение , особенно в свадебном обряде . С древних времен невеста во время свадьбы посвящали поясами родню жениха двадцатого В Беларуси пояс приносится как жертва церкви или костела двадцать первый С поясом были связаны различные поверь и , заговоры и заклинания.

Пояс широко использовался в быту белорусского народа , например при пеленания детей. На Беларуси известен обычай , когда бабка , первый раз идя на адведки к роженице , кроме апялюшак , несла и пояс. Большой ролью , которую играли пояса в народном быту , объясняется их широкое изготовление и богатое художественное оформление .

Белорусский пояс обычно впрыгожвався разнообразным орнаментом ( ромбы , квадраты , звездочки , полоски и др. . ) В различном цветовом сочетании . Как свидетельствуют этнографические материалы , рядом со многоцветными поясами белорусы почти повсеместно носили и однотонные пояса , преимущественно красные , синие , зеленые . Высокими художественными качествами отличались праздничные пояса . Нередко один праздничный пояс служил нескольким поколениям и являлся ярким примером большого мастерства белорусских женщин- крестьянок .

Кроме поясов , белорусские крестьяне носили кожаные ремни ( " ремень " , " ремень " , " ремень " , " ремешком " ) . В беднейших крестьян это чаще были самодельные неширокие ремни из сыромятной кожи. Покупная ремни , нередко обширные с металлической пряжкой , были в основном в зажиточных крестьян.

Довольно расширенным на Беларуси был комплекс мужской одежды из безрукавка ( " спанцэрка " , " жилетки " , " чулейка " и др.). . По нашим материалам , наиболее расширенной он был на западе Беларуси (Гродненская , юго-восток Виленской и запад Минской губерний ) . На остальной территории этот комплекс был представлен несколько неравномерно , а в отдельных уездах ( Городокский , Лепельский Витебской , Борисовский Минской , Мстиславский и Чериковский уезды Могилевской губерний ) отсутствовал УВО - гуле . На востоке Беларуси комплекс с жилеты обязательно дополнял пояс , а в ряду мест , особенно на западе , пояс отсутствовал.

Сведения о наличии мужской одежды без рукавов встречаются в документах первой половины XVI в. Так , в актовой книге Гродненского земского суда за 1539-1540 гг . , Помимо прочих элементов мужской одежды , называется " жупица " и дается объяснение: " одежда без рукавов " двадцать второй

Шились жилеты преимущественно из материалов домашнего изготовления . Только у мужчин с более зажиточных семей были праздничные жилеты из фабричных материалов , но довольно редко. Жилеты , как правило , шились из одноцветных , обычно темных тканей , и только в некоторых местах ( Могилевщина и Полесье ) - с образцовой тканины23 (обычно из кусков сукна , не использованных для понев ) . Довольно часто шили комбинированные жилеты , в которых перед был из более качественного материала , а спинка - из худшего ( полотна или дешевых фабричных тканей). Для холодного времени шили теплые жилетки из овчины .

В зависимости от кроя мужские жилеты были двух типов : прямые и в талию . Как свидетельствуют этнографические материалы , на территории Беларуси в конце XIX - начале XX в. преобладали жилеты прямого покроя . Шиты без - рукавки обоих типов были распашная и состояли из четырех полотнищ . Спинка сшывалася из двух полотнищ , а две полотнища спереди скалывались на пуговицы , изредка на крючки . Иногда на спине прышывався хлястик , тогда спинка немного собиралась. Спереди почти все жилеты имели небольшие карманы (рис. 12) .

Кроме шитых , были известны и вязаные жилеты ( на спицах ) . В большинстве случаев они были нерасхинными . Вязались сначала две полотнища , которые потом сшивались по сторонам. Вязаные жилеты не имели широкого распространения и встречались в северо-восточных районах.

Своеобразным видом жилеты был нагрудник . Он представлял собой кусок сукна или овчины прямоугольной формы с пришитой стоячим кауняром , который сзади зашпиливался . С боков пришивались шнурки и тоже завязывались сзади . Такие нагрудники носили в холодную погоду на севере Беларуси.

Мужской костюм в отличие от женского не отличался обилием украшений. Из всех составных частей , если не считать пояса , украшалась только рубашка и то преимущественно праздничная . Рубашки , которые носили в будние дни , никогда не украшались . Чисто белой была рубашка , подготовленная на смерть двадцать пятой

Украшались мужские рубашки тканым и вышитым орнаментом , который располагался обычно на манжетах , воротнике , пазухе и подоле. В тканым орнаменте преобладал геометрический узор , который чаще всего представлял собой полоски, затканные красными нитками. В вышитым орнаменте образец был более разнообразен. Здесь чаще применялись разноцветные нити ( красные в сочетании с черными или синими и др.). . Вышывалися рубашки , как правило , простым крестом. Растительный орнамент на мужских рубашках чаще всего встречался в Полесье. Богато украшалась мужская сорочка- косаваротка (приложение , XXV , а ) . Разрез сбоку давал возможность Натик или вышивать довольно широкую манишку - примерно 10-15 см. Ha Полесье ( Бобруйский , Мозырский уезды и др.). Манишки ( " пазухи " ) натыкались или вышывалися отдельно , а потом нашивались на рубашку. Часто для украшения мужской рубашки воротник , манжеты и полоску шириной 8-10 см , которая нашывалася на груди , делали из ситца .
5 042

ЕЩЕ НА ЭТУ ТЕМУ:

Декоративное озеленение - лучший метод проведения

Декоративное озеленение - лучший метод проведения

Процесс озеленения трудоемкий и состоит из нескольких этапов. На каждом из них осуществляется целый комплекс работ, связанных с высадкой на участке
Возвращение Книги Книг

Возвращение Книги Книг

В дни рождественских праздников Ляховичская центральная библиотека получила шикарный подарок. Здесь появилась факсимильное издание Слуцкого Евангелия 1582
10 фактов о фотографе Анатолия Клещука

10 фактов о фотографе Анатолия Клещука

На днях в Государственном литературно -мемориальном музее Якуба Коласа состоялся вечер из традиционного цикла « Творческие семьи в доме Коласа» . На этот раз в
Болезнь которую стоит во время лечить

Болезнь которую стоит во время лечить

Передающиеся заболевания половым путём ( ЗППП), или венерические заболевания (СПб) передается между партнерами через некоторые формы сексуальной активности ,
Лечение выпадения волос у женщин

Лечение выпадения волос у женщин

Медицинский термин для выпадения волос является облысение и используется для обозначения любого типа потери волос , затрагивая любую область головы, конечности
Фантазии на грани желания

Фантазии на грани желания

Сексуальные фантазии включают любые осторожные эротические или сексуальные захватывающие идеи или мысли . Они могут принимать различные формы - от умышленно

Есть мнение!

ПОДЕЛИТЕСЬ НАМИ :)
ВХОД НА САЙТ